Крышки люков в Японии

Крышки люков — вещь вполне обыденная, неизбежная и не вызывающая никаких эмоций. Разве что у нас постоянное раздражение автолюбителей, и то к ним уже так привыкли, как к неизбежному злу. А вот японцы углядели в этих уродливых чугунных болванках новые возможности.



Вероятно, все началось с индивидуальных заказов. Кто-то из местных толстосумов решил таким образом прорекламировать свой магазин или игорный салон. Выполненная по спецзаказу крышка одного из люков стала уникальным указателем дороги к магазину.



В принципе, ничего странного в подобном подходе не было. Издавна в праздничные дни улицы городов и деревень Японии украшают бумажные фонари с надписями имен их дарителей, а в храмах существуют целые аллеи из каменных фонарей, подаренных тем или иным верующим, а то и компанией, балюстрады, где на каждой балясине вырезано имя жертвователя на церковные нужды.



Это — отголосок феодального прошлого, когда каждому сословию был строго лимитирован дозволенный уровень роскоши. Купцам, например, находившимся в самом низу сословной лестницы, было запрещено тратить доходы на собственные нужды.
Поэтому предприниматели хвастали друг перед другом не домами и каретами, не драгоценностями и платьем, а лептой в казну общины, храма, сооружение моста, но с непременным условием — увековечить имя дарителя. Так почему бы не оставить память о себе на крышке водопроводного люка?



Дальше — больше. Новые люки стали заказывать для себя городские общины. На поверхности таких люков наносились названия кварталов, местная символика. Иногда крышку расписывали красками, создавая тем самым мини-граффити на тротуаре.



Но более серьезные клиенты выбирали долгосрочные варианты украшения — художественное литье. На заводах отливали крышки, отвечающие стандартам — по размеру, прочности и т.п., — но с художественным изображением. Главное, чтобы рисунок мог выдержать влияние непогоды, шарканье миллионов подошв, давление автомобильных шин.



Можно ли это явление отнести к искусству? Вряд ли. В конце концов далеко не каждая находка дизайнера носит отпечаток талантливости. Но, с другой стороны, это и не китч. Художественно оформленные крышки люков свидетельствуют скорее о гордости местных жителей своим городом, своей улицей. Согласитесь, ведь подобные произведения могут придать совсем другой вид городскому пейзажу, вид более уютный, более человечный.
Надо добавить, что художественные крышки люков — отнюдь не монополия Японии. Теперь с этим видом промышленного дизайна можно познакомиться во многих городах Европы и Америки.





Источник

Интересные идеи, не правда ли? Господа предприниматели, у нас на так называемой «отремонтированной» улице Карла Маркса торчат (другого слова и не подберешь) целые россыпи крышек. Какой простор для рекламы? Кто решится первым? :)
  • +2
  • 12 августа 2011, 12:36
  • Lenok

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
avatar
  • dima
  • 12 августа 2011, 14:35
0
К сожалению, у нас такого не будет еще лет 200.
+
avatar
  • nik68
  • 12 августа 2011, 14:37
0
На поверхности таких люков наносились названия кварталов
Вот эта идея нравится. Можно было бы и у нас(в России) такое сделать. И иногородним понятнее и самим красиво.
+
avatar
  • woo
  • 16 августа 2011, 09:24
0
Красиво блин.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.